Мой город — Иваново
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Инструкция: как сдать ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен для всех выпускников российских школ. Работа состоит из 26 заданий различной сложности. О том, как справиться с самыми сложными заданиями, за которые можно получить наибольшее количество баллов, «Учёба.ру» побеседовала с ведущим преподавателем русского языка и литературы образовательного центра Lancman School Галиной Мирошниковой.
Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
10 апреля 2018
Фото: Diet Bos / Flickr / CC BY-ND 2.0
Галина Мирошникова,
ведущий преподаватель русского языка и литературы
образовательного центра Lancman School

Задание № 7

Что требуется

Предлагается список из пяти грамматических ошибок и девять предложений. Необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Задание высокого уровня, оценивается в 5 баллов.

Особенности

За каждую правильно найденную ошибку выпускник получает 1 первичный балл, а при верном выполнения всего задания можно сразу получить целых 5 баллов из 34. Несмотря на то, что это не такое трудное задание, в первой части оно самое «весомое» и подойти к нему нужно со всей ответственностью. Прежде всего необходимо выучить возможные ошибки — всего их 10. На экзамене могут попасться любые пять из них. Нужно проработать каждую ошибку, чтобы определять ее с закрытыми глазами. Объем информации здесь очень приличный. Именно над этим заданием мы с моими учениками всегда начинаем работать в начале года, а потом постоянно ищем эти ошибки в различных предложениях. Если постоянно выполнять подобные упражнения, к концу года почти никто уже не ошибается.

Советы

Самая сложная для школьников ошибка связана с однородными членами предложения. Дело в том, что она содержит в себе очень много подпунктов, здесь нужно выучить много материала. Все эти подпункты необходимо разобрать и проработать. Один из вариантов ошибки — глаголы с разным управлением. Например: «Я люблю ухаживать и поливать цветы». Получается, что я люблю ухаживать цветы и поливать цветы. Предложение построено неверно.

Второе место занимает неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Например: «Прыгнув с обрыва, у меня слетели плавки». При выполнении этого задания необходимо прежде всего подчеркивать грамматическую основу предложения. Здесь грамматическая основа — «слетели плавки». Получается, что плавки слетели с обрыва. Имейте в виду, что главное лицо в предложении должно соотноситься и с главным действием (сказуемым), и с дополнительным действием, которое выражено деепричастным оборотом. Поэтому это предложение грамматически построено неправильно. Кстати, такую ошибку я достаточно часто слышу по телевизору в разных программах, то есть ее допускают не только школьники.

Еще одна сложная ошибка — это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Если предложение начинается на «все, кто...», «тот, кто...», «те, кто...», на 99% там будет ошибка между подлежащим и сказуемым. Например: «Те, кто приехал поздно, опоздал». Получается, что «те — опоздал». Это неправильная грамматическая конструкция.

Чтобы хорошо подготовиться к этому заданию, сначала нужно выучить все эти ошибки, а потом начинать решать, решать и решать. Поскольку список ошибок нам известен, то есть они одни и те же, при определенном опыте выполнения этого задания решение находится автоматически, все сразу видно.

Задание № 15

Что требуется

Необходимо расставить в предложениях знаки препинания и выбрать два из них, где ставится одна запятая. Задание базового уровня, оценивается в 2 балла.

Особенности

В этом задании предлагаются только сложносочиненные предложения или предложения с однородными членами. Здесь не может быть сложноподчиненных предложений, причастных оборотов, обособленных определений: все это вы встретите в других заданиях, но не в этом. На ЕГЭ для каждой темы есть свой вопрос. Я всегда напоминаю об этом ученикам, ведь это помогает при выполнении заданий. Ты знаешь, что нужно искать ответ в рамках конкретной темы.

Сложность этого задания состоит в том, что здесь легко запутаться, оно больше рассчитано на внимательность. Очень важно сразу подчеркнуть грамматическую основу в предложении — подлежащее и сказуемое — и только после этого расставлять запятые.

Советы

На экзамене часто встречаются предложения с общим второстепенным членом. Например: «В избушке трещит печь и мурлычет кот». Здесь, как мы видим, две грамматические основы и связаны они общим второстепенным членом: и печь трещит в избушке, и кот мурлычет в избушке. Запомните! Если в предложении есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом «и» не ставится. При этом обычно в предложении с двумя грамматическими основами она ставится (например: «Пошел дождь, и я вышел на улицу»).

Если мы говорим о предложениях с однородными членами, то там необходимо подчеркивать (если они есть) определение, обстоятельство и дополнение. Это нужно, чтобы определить пары однородных членов. В таких предложениях экзаменаторы специально нас запутывают (например, ставят много союзов «и»). Часто бывает так, что два союза соединяют разные пары однородных членов, и получается, что запятая здесь вообще не нужна (например: «Утром и вечером дети и взрослые выходят на улицу»). Своим ученикам я рекомендую выполнять это упражнение при помощи схем: брать в кружочки однородные члены предложения, выносить их и смотреть, что получается.

Также в этом задании всегда есть одно предложение с составным (двойным) союзом: «не только, но и», «как, так и», «не столько, сколько». Например: «Я умею не только петь, но и танцевать». Нужно запомнить, что перед второй частью составного союза запятая ставится всегда.

Задание № 24

Что требуется

Предлагается текст, в котором нужно найти предложение, связанное с предыдущим определенной частью речи или словами с определенной характеристикой. Задание высокого уровня, оценивается в 1 балл.

Особенности

В качестве связующего слова в вопросе может быть предложено собирательное числительное, местоимение, наречие, иногда попадается лексический повтор, однокоренные слова. Это зависит от варианта. Я бы не стала называть это задание очень сложным, обычно у выпускников с ним не возникает трудностей. Здесь важно просто повторить все части речи.

Советы

Обязательно разберите местоимения и их разряды. Например, в задании просят найти предложение, которое соединяется с другим при помощи личного местоимения. Ребята очень часто путают притяжательные местоимения со склонениями личных местоимений. Местоимения «ее» и «его» могут быть и притяжательными, и личными. Например: «Его нет дома» или «Его портфель упал». Нужно помнить, что если местоимение отвечает на вопрос «Кого/чего?» (кого нет дома?), то это склонение личного местоимения, а если на вопрос «Чей?» (чей портфель?), то это уже притяжательное. В этом «подводный камень» этого задания.

Для подготовки лучше всего использовать учебник по ЕГЭ И. Цыбулько. Это максимально приближенное к тестам ЕГЭ пособие. В нем очень часто в примерах по этому заданию повторяются одни и те же части речи, и ты уже знаешь, чего можно ожидать на экзамене.

Задание № 25

Что требуется

Предлагается текст о языковых особенностях, в котором пропущены четыре термина. Используя список из девяти терминов, необходимо заполнить пропуски в тексте. Задание высокого уровня, оценивается в 4 балла.

Особенности

Для подготовки к этому заданию нужно выучить очень много теории. На экзамене нам попадается девять терминов, но на самом деле их гораздо больше. Здесь необходимо знать, что означает каждый из них. Могу дать следующий лайфхак. Все возможные термины можно разделить на три группы: тропы, лексические средства и синтаксические средства. Тем самым мы сильно облегчаем себе задачу. Например, в группу тропов входят гипербола, метафора и эпитет. Все, что связано со словом (синонимы, омонимы, диалектизмы, фразеологизмы), — это лексические средства, а синтаксические средства обозначаются целыми предложениями (например, ряд однородных членов предложения).

Советы

Со своими учениками мы проходим теорию, а потом целый год выполняем по этой теме упражнения. При этом ребята не только проговаривают определение термина, но и называют группу, к которой он относится.

Обратите внимание, что уже в тексте задания имеется подсказка к его решению. Обычно перед перед пропуском в предложении идут фразы «найдите троп», «определите лексическое средство», «укажите синтаксический прием», что сразу указывает вам на ту группу, из которой нужно взять термин, то есть сильно сужает круг поиска. Иногда бывает и так, что в списке терминов предлагается, например, только один троп, тогда искать не надо вообще, остается только вписать соответствующий термин в ответ.

Задание № 26

Что требуется

Необходимо написать сочинение по предложенному тексту, объем не менее 150 слов. Задание высокого уровня, оценивается в 24 балла.

Особенности

В первую очередь нужно прочитать текст и выделить основную проблему. Скажем, в тексте написано, что люди приехали на природу и оставили после себя мусор. Здесь можно говорить о проблеме небрежного или потребительского отношения человека к природе. Ее нужно сформулировать определенным образом: например, не может быть проблемы природы, но может быть проблема влияния природы на человека или проблема роли природы в жизни человека. Также можно ставить проблему с помощью вопросов. Например: «Как природа влияет на человека?». Я советую в сочинении не тратить свою энергию на вступление и в первом абзаце сразу говорить о проблеме. Вступление на баллы на влияет, мои ученики получали хорошие баллы за сочинение и со вступлением, и без него.

Второй абзац — это самая сложная часть. Его называют «комментарий». Здесь надо показать, как автор раскрывает проблему в тексте, какие средства он для этого использует. Например: «Автор обращает наше внимание на проблему защиты окружающей среды, он с негодованием отмечает, что туристы не убрали за собой мусор».

В третьем абзаце мы раскрываем авторскую позицию. Например: «Автор говорит о том, что надо бережно относиться к природе». Здесь можно как написать один абзац, так и ограничиться единственным предложением. В следующем, четвертом, абзаце необходимо описать собственное отношение к проблеме. На ЕГЭ сложных проблемных текстов не дают. Поэтому ваша позиция всегда будет совпадать с позицией автора. Здесь можно либо подробнее расписать свое мнение, либо согласиться с автором с помощью нескольких фраз.

Пятый абзац — это аргументы, подтверждающие позицию ученика. Здесь вы должны привести два аргумента в поддержку своего мнения: один из литературы и второй также из литературы или из жизни. Я всегда советую своим ученикам обязательно прочитать три основные книги, в которых собраны аргументы на все случаи жизни: «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева и «Судьба человека» Михаила Шолохова. Обратите внимание: если вам попалась проблема, по которой вы не можете привести ни одного аргумента из литературы, приведите два примера из жизни. За счет этого вы получите два балла из трех возможных по этому критерию, а это лучше, чем ноль баллов. В конце сочинения нужно написать заключение.

Советы

Сейчас в Интернете можно найти целые сборники аргументов для сочинений по всем возможным проблемам. У меня были ученики, которые готовились к ЕГЭ по русскому языку именно так — заучивали готовые аргументы. Но мне кажется, что это только усложняет задачу. Способ трудозатратный, но неэффективный. Чем зубрить набор слов, лучше сесть и прочитать в удовольствие несколько интересных книг.

Конечно, получить за сочинение 24 балла — это очень сложно, тут все зависит от школьника и его стараний во время подготовки. У меня было несколько ребят, которые получили за сочинение максимум. Я всегда говорю ребятам, что надо больше читать и чаще писать сочинения, чтобы чувствовать язык. Этот навык перед ЕГЭ можно и нужно отработать.

Анна Буланова
Главный редактор Учеба.ру
10 апреля 2018
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты